Объемно, но лишь потому, что навряд ли буду еще раз обсуждать это здесь.
Шизотерика и Дхарма настолько же далеки друг от друга как первый стакан и ... тот, который уже не будет выпит никогда.
Европейские мыслители не пользовались теорией йоги. Алик, ты слышал, знаешь что такое сосредоточение мысли на одном объекте и недопущение "переключения" мысли на другой. В индийских системах (с реинкарнациями) так понимается выход из сансары - это слияние с Абсолютом, приведение собственного состояния в ничем неколебимое, тождественное Абсолюту, что равноценно выходу из-под власти причин-следствий, избавление от круга рождений
Инд Абсолют по определению ничье следствие и ничему причина, безатрибутен (различия в качествах - от различий причин их определивших).
Вне изменений - при отсутствии причин нет изменений, невозможны. Потому Он вечен, неуничтожим.
Следовательно, если замечена малейшая нестабильность, какое-то колдолбание (изменение качеств) - это не нирвана, а все еще сансара. Все, подверженное изменениям невечно, исчезает по исчерпании причин и возникает также только в силу наличия определенных обстоятельств. Все возникшее обречено, "становится подверженным разрушению с момента возникновения". Причинно-следственное преходяще, иллюзорно, "пусто".
Йога (дхьяна, сосредоточение сознания) применяется для перехода из сансары в Абсолют. В небуддийских системах мысль (внимание, концентрация мысли) тормозится на объекте и по их определениям сознание ("дух", "душа") в таком необусловленном состоянии объяляется вечным, неуничтожимым. И недвижным - нет ни малейшего шевеления мысли (читта-вритти-ниродха). Такое бытие (вне причин-следсвий, безусловное) у них есть высшее блаженство. Из безусловного состояния нет выхода.
Буддисты идут еще дальше. Они (в итоге, на высших ступенях их Пути) останавливают мысль уже не на объекте, а на безобъектном, вне-знаковом.
И когда удается "устаканить" мысль на безопорном, безобъектном - сознание исчезает. Поток сознания прерывается. В этом их отличие от других систем, по определению которых сознание не может исчезнуть никак и никогда, даже по исчерпании всех причин и отсутствии объектов.
Итак, вне-мирское состояние, "Абсолютная Истина" мысли недоступна, "со словом не связывается". Она переживается "напрямую" в состоянии при котором поток сознания прерван, в ниродха-самапатти, по выходе из которого становится возможным составить какие-то словесные проекции, но это будет лишь "иллюзорным ее отражением" (в англ текстах даже - "руины сверхмирской мудрости").
Буддийский психокосм состоит из трех миров
1.Камалока. Мир желаний, чувственный мир. ) Бухать возможно только в нем.
2.Рупалока Мир "тонкой" материи, причем там нет восприятия запаха и вкуса - потому что отсутствуют соответствующие объекты. Делится на 4 сферы существований, также подразделяемые на области, в которых перерождаются достигшие прогресса в йоге (достигавшие этих сфер медитативно, "из камалоки").
) Все мы уже не раз перерождались там - в высших сферах рупалоки живые существа пережидают пралаю
3.Арупа-лока. Нет объектов пяти видов восприятия, остается лишь чистое сознание.
Наверное интересно перечислить 4 сферы Арупьи:
1. Сфера безграничного пространства (можете себе представить пространство без центра и границ?)
2. Сфера безграничного сознания
3. Сфера абсолютного ничто
4. Сфера ни восприятия, ни не-восприятия.
4-я сфера Арупьи также именуется "бхавагра" (вершина бытия). Лишь после покидания которой наступает
прерывание потока сознания, буддийская нирвана.
Небуддийская (в которой сознание обязательно сохраняется, хотя и в недвижимом состоянии) - в Арупье.
Там тоже нет ни страданий, ни изменений (любое шевеление мысли есть "падение", потеря существования там)
Не-буддисты считают попадание туда после смерти вечной нирваной, для буддистов это - временное состояние, хотя и практически неотличимое от нирваны, но остающиеся латентные самскары все-таки в итоге вызовут новое рождение, причем непременно в камалоке.
В камалоке есть "шесть небес". Рай мусульман (и христиан) где-то среди них. Потому что в Рупа-локе уже нет половых различий, а в небесах Камалоки - есть.
Имеется и ад - несколько "слоев", самый нижний и страшный - это Авичи. Нет перерывов в ужасных страданиях.
Пребывание там долгое, но все же невечное.
) Испытавшие прелести первого дня "насухую" - поняли намеки об Авичи.
Приведу одно каноническое изречение, которое, как мне кажется, лучше всех поймем именно мы, посетители этого форума:
ОБЪЕКТ НАСЛАЖДЕНИЯ В МОМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИСТОЧНИК УЖАСА
В заключении - отрывок из текста Щербатского "Центральная концепция буддизма"
Таким образом, конечной целью мирового процесса, последним результатом всех очищающих и одухотворяющих действий и усилий является полное угасание сознания и всех ментальных процессов. Абсолют (nirvana)
неодухотворен, даже если он есть что-то. Иногда, особенно в популярной литературе, нирвана характеризуется как блаженство, но это блаженство состоит в прекращении волнения (duhkha). Блаженство – это ощущение, а в
абсолюте нет ни ощущения, ни представления, ни волевых актов, ни даже сознания. Теория говорит, что сознание не может возникнуть одно, без своих спутников, т.е. явлений ощущения, волевых актов и т.д., и что
последний момент в жизни бодхисаттвы, перед погружением в абсолют, будет и последним моментом сознания в последовательной смене его многих жизней. Успокоение зла и страстей – это главный идеал человечества, но это успокоение, проведенное далее и вознесенное до состояния полной нечувствительности, является специфичностью индийского идеала.
Вот ссылка на "Цнтральная концепция буддизма", гений Щербатской раскрывает все - сказать ясней и короче просто невозможно.
Изучать тексты необходимо канонические, а не личные умопостроения лиц сколь угодно умных и ученых - они изначально не обладали полной информацией.
http://psylib.org.ua/books/shchb01/index.htm
Еще раз повторю - я уважаю веру, любую религию, заповеди везде одни и те же и исправлять, улучшать карму лучше даже не меняя веру - т.к. шансы на нирвану именно в этой жизни слишком малы даже для буддийских йогинов.
Буддизм никогда не знал ни крестовых походов, ни священных войн-газзават, распространяясь исключительно ненасильственным путем и имеет своей конечной целью избавление от страданий всех живых существ - а не
только избранных - даже тех, кто сейчас в телах животных, "голодных духов" или вообще в аду. Те, кто сейчас в Рупе или Арупье, но не вставали на "сверхмирской благородный Путь" находясь еще здесь, в камалоке - непременно опять вернутся сюда.
Учение имеет несколько уровней понимания - мы все находимся на разных ступенях, но в итоге спасутся все.
) Т.е. Учение поможет достичь нирваны, вечного избавления от страданий даже самым конченым лярвам.